бальные танцы, sports ballroom dancingИстория Сложнокоординационные виды Спортивные танцы Турнир (соревнования) 

История развития спортивных танцев

Современный этап развития физической культуры и спорта характеризуется появлением новых нетрадиционных видов спорта. В последние годы все большую популярность приобретают бальные танцы, которые в своем развитии представляют собой результат своеобразного синтеза искусства и спорта. Специфика бальных танцев позволила им стать массовым видом спорта, который пользуется возрастающим вниманием Международного олимпийского комитета и других международных спортивных организаций.

Ежегодно только в России региональные федерации и клубы проводят около 400–450 соревнований различного ранга и уровня.

Древнейший язык

Истоки танца имеют гораздо более древнюю историю: они восходят к древнейшим магическим, тотемистическим и иным ранее религиозным обрядам и ритуалам, в которых танец выполнял наиглавнейшую функцию – играл роль механизма накопления, сохранения и передачи социально значимой информации, то есть являлся информационно-коммуникативным методом и средством.

Проще говоря, танец был древнейшей языковой формой, древнейшим языком тела и жеста. Танец роднит нас с природой, из которой мы вышли, демонстрирует и доказывает наше родство не только с животными и птицами (с их брачными танцами), но даже с насекомыми (вспомним о танце пчел, в котором они передают информацию о направлении и дальности перелета роя).

Религия и танцы

Время, период, географический регион зарождения танцев пока не установлены. Зато четко установлены тип и сфера общественной деятельности, изначально активно использующей практикующей танцы. Это религия.

Изображения танцующих обнаружены археологами на различных древних предметах, священной и бытовой утвари в Египте, Индии, на Крите, в других регионах. Древнейшие из находок датируются IV–III тыс. до нашей эры.

Олимпийские игры в храме Зевса открывались танцем дев уже с VIII в. до нашей эры. Содержание древних танцев было посвящено религиозной тематике. Смысл, эмоциональная и чувственная направленность, телесно-жестовое наполнение позами и движениями зависело от сущности и роли божества, служению которому те или иные танцы предназначались. Существовали не только женские, но и мужские танцы. Первые в большой степени олицетворяли любовь, вторые воинственность, но и те и другие воплощали в себе «служение».

Родина танцев

Танцы, которые сегодня являются украшением спортивных танцевальных программ, пришли неодновременно и из разных мест. Медленный (английский) вальс стал преемником завезенного в 1874 г. из США вальса-бостон. Танец – предшественник танго, эмигрировал из Южной Америки (Аргентины).

Происхождение имеющего множество вариаций исполнения и возникшего гораздо раньше вальса медленного фокстрота также имеет американские корни. Венский вальс или его ближайший предшественник родился, как ни странно, не в Вене, а скорее всего в Баварии в период позднего средневековья, а то и во Франции (в тот же период истории).

Квикстеп стал своеобразным синтетическим ремиксом, быстрой версией медленного фокстрота и чарльстона. Латиноамериканские танцы, исполняемые в Европе с начала ХХ в., имеют испано-португальские, индийские и африканские корни, перемешанные в Америке (пасодобль – из Испании и Мексики, джайв – из Северной Америки, самба – из Африки и Бразилии, ча-ча-ча – выходец из американских танцевальных площадок, румба – афро-кубинскийтанец).

Камиль де Риналь

Мировая традиция танцевальной практики была крайне избирательно просеяна, доведена до стандарта, эталонов западного мира и запущена в массовое производство в промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами.

История становления и развития бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало XX века, в Англию и Францию. Зарождение современного танцевального спорта, связано с проведением первых танцевальных соревнований: турнир по танго (Ницца, 1907 г.); чемпионат мира по бальным танцам (Париж, 1909 г.). Организатором соревнований был известный французский хореограф, танцор и композитор Камиль де Риналь (проводились с 1909 по 1939 гг.)

Европейская программа

Значительный вклад в развитие конкурсного бального танца внесли Британская ассоциация учителей бального танца (1892) и Имперское общество учителей танца (1904). В 1924 г. был создан Совет по бальным танцам, который заложил основу для развития этого жанра. Оформилась «стандартная», европейская программа из пяти танцев: медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, венский вальс. Легендой бального мира стали Блэкпульские танцевальные фестивали, проводимые в Англии с 1921 г. В начале 1930-х гг. «английский стиль» в танцах признается доминирующим.

Первая международная любительская организация была создана 10 декабря 1935 г. в Праге, она была названа Federation Internationale de Dance pour Amateurs (FIDA), усилиями которой в 1936 г. Был проведен I Чемпионат мира по бальным танцам среди любителей (Германия). В соревнованиях приняли участие танцоры из 15 стран (работа FIDA была прекращена в годы Второй мировой войны).

Латиноамериканская программа

В 1940–1950-е гг. знакомство европейцев с увлекающими ритмами афролатинских народных танцев постепенно привели к созданию латиноамериканской программы (румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

В этот период завершается организационное оформление танцевального спорта: создаются международная профессиональная организация — International Council of Ballroom Dancig (ICBD, 1950 г.) и международная любительская организации — International Council of Amateur Dancers (ICAD, 1956 г.).

Конкурсные и любительские танцы

В конце XX в. происходит окончательное закрепление понятия «танцевальный спорт» в названиях двух международных организаций. ICBD была переименована во Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту (WD&DSC), а ICAD — в Международную федерацию танцевального спорта (IDSF). В 1992 г.

В 1997 г. Международный олимпийский комитет (МОК) признал спортивные танцы видом спорта, а Международную федерацию спортивного танца —членом МОК.

Бальный танец с тех пор разделился на два направления — спортивный (конкурсный) и sосіal dance (любительский).

Петр I и бальные танцы

В России бальные танцы получили распространение во времена Петра I. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, который положил начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания, где можно было поиграть в шахматы и шашки, побеседовать со знакомыми, а главное — потанцевать.

Учрежденные им ассамблеи стали первым местом исполнения «иноземных» танцев. Петровские балы всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт, контрданс и другие модные в то время танцы. Одним из любимых танцев Петра I был цепной танец (от немецкого Ketten-tanz), во время которого все танцующие держась за руки переходили из одной залы в другую или выходили на свежий воздух.

Петр I ввел преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казенных учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания. Уже в конце XVIII в. танец, наряду с иностранными языками и математикой, был признан одним из важнейших элементов образования дворянина.

Танцевальные вечера

В конце XIX – начале XX в. балы перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. На смену придворным балам приходят публичные балы, танцевальные вечера. Широкое распространение получают танц-классы — танцевальные залы, в которых танцмейстеры не только обучали основам бальных танцев, но и устраивали собственные публичные вечера.

Начинался бал с полонеза, который сменял менуэт. Не обходился бал и без мазурки и вальса. В это время появляется еще один танец, успех которого затмил популярность всех остальных, — полька. Новшеством для танцевальной культуры начала XX в. стали танго и фокстрот.

Первый международный турнир в Советском Союзе

В СССР, в довоенный период, когда все западное отвергалось властями, бальные танцы особой популярностью не пользовались. Они были уделом небольшой группы энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных европейских и латиноамериканских танцев. Выпусники этих курсов — А. Азаров, З. Бархатова, А. Дегтяренко, Р. Школьникова и др. стали затем учителями танцев в общеобразовательных школах, домах культуры, школах танцев при московских парках.

Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности было положено в период хрущевской «оттепели». Датой рождения конкурсного бального танца в Советском Союзе принято считать лето 1957 года. Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в московском Колоном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам.

Первый Всесоюзный конкурс

Одна из первых советских студий бального танца была создана А. Дегтяренко в 1962 г. при московском Доме учителя. Главным направлением работы «Студии-62» стало развитие конкурсного бального танца.

Работать приходилось в сложных условиях: отсутствие специальной литературы, недоступность кинозаписей выступлений лучших пар мира, нехватка опыта и профессионализма и т.д. В этих условиях А. Дегтяренко впервые в нашей стране стал проводить семинары для учителей бального танца с приглашением педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ.

В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России.

Первые профессиональные пары

В целом, 1950–1970-е гг. — период развития, когда бальные танцы были уделом энтузиастов-любителей, занимавшихся на паркете в свободное от работы время. Только во второй половине 1970-х гг. с ростом объема информации, усложнением программ танцоров в СССР появились первые профессиональные пары: Норвайши, Камайтисы, Поповы, Давидовские и др.

Этот период характеризуется контролем со стороны партийно-государственных органов не только за проведением конкурсов бальных танцев и их программами, деятельностью танцевальных студий, но даже за костюмами танцоров. Границы дозволенного были узкими и во многом не отвечали традициям бальных танцев. Наряду с танцами, которые входили в международную конкурсную программу, из-за идеологических соображений, как альтернатива западным программам, была создана чисто советская программа, которая включала стилизацию народных танцев.

В этот период в СССР еще не сформировалась система профессионального судейства, отсутствовали организации, объединяющие танцоров.

I Всесоюзный конкурс бальных танцев среди профессионалов

Следующий период в развитии танцевального спорта относится к 1980-м гг. Его главная характерная особенность — формирование той организационной структуры бальных танцев, которая существует в России и по сей день.

Советские пары стали регулярно принимать участие в международных турнирах в социалистических странах, представлять СССР на международных любительских и профессиональных турнирах (чемпионатах мира и Европы).

В 1988 г. в нашей стране проводится I Всесоюзный конкурс бальных танцев среди профессионалов. Впервые на конкурсе такого уровня была исключена советская программа. Танцоры соревновались в исполнении только европейских и латиноамериканских танцев. В европейской программе победителями стали Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканской — Юрис и Бируте Бауманисы (Рига). В латиноамериканском — Талят и Марина Тарсиновы.

Выход на международнвй уровень

В 1982 г. создается Всесоюзный совет по бальным танцам. В стране создаются профессиональная и любительская организации, что позволило СССР выйти на международный уровень и влиться в существовавшую в то время структуру международных организаций.

В 1990-х гг. завершается процесс формирования конкурсного бального танца как вида спорта. В конце 1991 г. Ассоциация бального танца РСФСР выделилась в самостоятельную общественную организацию под названием Российская ассоциация спортивного танца, которая в 1998 г. получила новое название — Федерация танцевального спорта России (ФТСР). С 1992 г. ФТСР представляла Российскую федерацию в IDSF.

Матера спорта

К началу двадцать первого века небольшое сообщество энтузиастов художественной самодеятельности преобразовалось в мощную, хорошо структурированную спортивную организацию.

В ФТСР входило около двух тысяч танцевально-спортивных клубов, в которых спортивными танцами занимались более 80 тысяч спортсменов, имеющих классификационные категории, и приблизительно столько же начинающих — детей, школьников и студентов (2010 г.). За первое десятилетие XXI в. ФТСР воспитала 16 заслуженных мастеров спорта, 51 мастера спорта международного класса, 412 мастеров спорта, 904 кандидатов в мастера спорта, тысячи разрядников.

Доступность международных турниров

Для российских танцоров становятся доступны все международные турниры. Прежде всего, крупнейшие из них: Блэкпульский танцевальный фестиваль (Англия), Открытый чемпионат Германии (Манхайм), Открытый чемпионат Голландии (Слагхарен, а позднее Ассен), Открытый чемпионат США (Майами) и т. д. С 2004 г. Россия является единственной страной в IDSF, спортсмены которой занимают места в финалах всех чемпионатов/первенств/Кубков мира и Европы.

Среди 50 лучших пар в таблице ежегодного мирового рейтинга 15–17 пар представляют Россию. Ближайшие преследователи — Италия и Германия — имеют в рейтинге 5–8 пар.

Союз танцевального спорта России

В феврале 2012 г. была учреждена новая общероссийская общественная спортивная организация «Союз танцевального спорта России» (СТСР), получившая аккредитацию Министерства спорта, признанная Олимпийским комитетом России, сегодня – ФТСАРР (Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла)

Возглавляет ФТСАРР знаменитый модельер, народный художник РФ, член президентского Совета по культуре и искусству Валентин Юдашкин.

Конкурсные бальные танцы получили распространение не только в крупных центрах (Москва, Санкт-Петербург), но и в самых отдаленных регионах России. Сегодня ФТСАРР насчитывает в своем составе более 70 региональных общественных танцевальных федераций

Бальные танцы – это истинная классика, прошедшая сквозь века и дающая ни с чем несравнимые ощущения.

Источники: cyberleninka.ru

«Омский научный вестник» № 1 (135) 2015. Авторы статьи: Г. П. Волхонская, А. Г. Окунева.

«Теория и практика физической культуры» № 12 2015. Доктор педагогических наук, кандидат философских наук А.А. Передельский, аспирантка К. Крухмалева.

Фото: pixaby.com, shutterstock.com, adobestock, depositphotos, dreamstime.com

Электронная библиотека КиберЛенинка создана для того, чтобы облегчить и ускорить распространение открытых научных знаний. Основными задачами Сайта КиберЛенинка является популяризация науки и научной деятельности, распространение знаний по модели открытого доступа (Open Access). Сайт КиберЛенинка предоставляет своим пользователям возможность бесплатно искать, просматривать, скачивать и делиться научными произведениями из каталога электронной библиотеки.

Поделиться ссылкой:

Похожие посты